Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 муниципального образования Усть-Лабинский район ПРИНЯТ на заседании Педагогического совета МБДОУ № 7 Протокол № 1 от «30» августа 2024 г. УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ№7 ___________О.С. Солодская «30» августа 2024г. Приказ № 120 от 30.08.2024 г. Подписано цифровой подписью: СОЛОДСКАЯ ОКСАНА СЕРГЕЕВНА DN: E=uc_fk@roskazna.ru, S=77 Москва, ИНН ЮЛ=7710568760, ОГРН=1047797019830, STREET="Большой Златоустинский переулок, д. 6, строение 1", L=г. Москва, C=RU, O=Казначейство России, CN=Казначейство России Причина: Я утвердил этот документ Местонахождение: 352320, Краснодарский край , Усть-Лабинский район, ст. Ладожская , ул. Комсомоьская , 154 Дата: 22 Октябрь 2024 г. 10:11:38 Рабочая программа воспитания МБДОУ № 7 на 2024-2025 учебный год СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка .............................................................................................................................. 3 Цели и задачи воспитания. ............................................................................................................................ 4 Направления воспитания ............................................................................................................................... 4 Целевые ориентиры воспитания. .................................................................................................................. 7 Содержательный раздел программы воспитания ................................................................................. 9 Уклад образовательной организации ........................................................................................................... 9 Воспитывающая среда образовательной организации ............................................................................. 11 Общности образовательной организации .................................................................................................. 11 Задачи воспитания в образовательных областях....................................................................................... 13 Формы совместной деятельности в дошкольной образовательной организации .................................. 14 Организация предметно-пространственной среды ................................................................................... 15 Социальное партнерство.............................................................................................................................. 15 Календарь воспитательных событий .......................................................................................................... 16 Традиции детского сада ............................................................................................................................... 17 Работа с родителями .................................................................................................................................... 18 Организационный раздел программы воспитания ............................................................................ 19 Кадровое обеспечение ................................................................................................................................. 19 Требования к условиям работы с особыми категориями детей ............................................................... 19 Условия, обеспечивающие достижения целевых ориентиров в работе с особыми категориями детей ....................................................................................................................................................................... 20 2 Пояснительная записка Рабочая программа воспитания МБДОУ № 7 (далее – Программа воспитания) является основным компонентом к основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ № 7). Рабочая программа воспитания МБДОУ № 7 разработана в соответствии с: • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020). • Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 (далее – ФГОС ДО) с учетом: «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р). • Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». • Национальным проектом «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16). • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.12.2020 № 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СанПиН 1.2.3685- 21). • Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей". http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019 • Примерной рабочей программой воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию Министерства просвещения России (протокол от 01 июля 2021 года № 2/21), внесена в Реестр примерных основных общеобразовательных программ и размещена на сайте https://fgosreestr.ru/poop/primernaia- rabochaia-programmavospitaniia-dlia-obrazovatelnykh-organizatsii-realizuiushchikh-obrazovatelnye-programmydoshkolnogo-obrazovaniia • Практическим руководством «Воспитателю о воспитании», представленным в открытом доступе в электронной форме на платформе института воспитания РФ. https://институтвоспитания.рф/programmy-vospitaniya/programmy-vospitaniyadoo/prakticheskoe-rukovodstvo- vospitatelyu-o-vospitanii/. Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке. Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Основу воспитания составляют традиционные ценности российского общества. Традиционные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение 3 граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России1. Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Вся система ценностей российского народа находит отражение в содержании воспитательной работы, в соответствии с возрастными особенностями детей. Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Ценности милосердие, жизнь, добро лежат в основе духовно-нравственного направления воспитания. Ценности человек, семья, дружба, сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания. Ценность познание лежит в основе познавательного направления воспитания. Ценности жизнь и здоровье лежат в основе физического и оздоровительного направления воспитания. Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания. Ценности культура и красота лежат в основе эстетического направления воспитания. Целевые ориентиры воспитания рассматриваются как возрастные характеристики достижений ребёнка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОУ и с традиционными ценностями российского общества. Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство с другими организациями. Целевой раздел Цели и задачи воспитания Цель воспитания - личностное развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает: формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения; формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, самому себе; становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами. Задачи воспитания: содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребёнка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию; осуществлять поддержку позитивной социализации ребёнка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей; поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю, эмоциональный отклик на проявления красоты в различных архитектурных объектах и произведениях искусства, явлениях природы. 4 Направления воспитания Патриотическое направление воспитания Цель патриотического направления воспитания - содействовать формированию у ребёнка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны. Ценности - Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Чувство патриотизма возникает у ребёнка вследствие воспитания у него нравственных качеств, интереса, чувства любви и уважения к своей стране — России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, ощущения принадлежности к своему народу. Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и её уклада, народных и семейных традиций. Работа по патриотическому воспитанию: -формирование «патриотизма наследника», испытывающего чувство гордости за наследие своих предков (приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране и вере); -формирование «патриотизма защитника», стремящегося сохранить это наследие (развитие у детей готовности преодолевать трудности ради своей семьи, малой родины); -формирование «патриотизма созидателя и творца», устремленного в будущее, уверенного в благополучии и процветании своей Родины (конкретные каждодневные дела, направленные, например, на поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем - на развитие всего своего населенного пункта, района, края, Отчизны в целом). Духовно-нравственное направление воспитания Цель духовно-нравственного направления воспитания - формирование способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуальноответственному поведению. Ценности - жизнь, милосердие, добро лежат в основе духовно-нравственного направления воспитания. Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностно-смысловой сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско- взрослой общности, содержанием которого является освоение социокультурного опыта в его культурноисторическом и личностном аспектах. Социальное направление воспитания Цель социального направления воспитания - формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми. Ценности - семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания. В дошкольном детстве ребёнок начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах других людей. Формирование ценностно-смыслового отношения ребёнка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором проявляется личная социальная инициатива ребёнка в детско- взрослых и детских общностях. Важной составляющей социального воспитания является освоение ребёнком моральных ценностей, формирование у него нравственных качеств и идеалов, способности жить в соответствии с моральными принципами и нормами и воплощать их в своем поведении. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство уважение к человеку, к законам человеческого общества. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребёнком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений, формированием навыка культурного поведения. 5 Познавательное направление воспитания Цель познавательного направления воспитания - формирование ценности познания. Ценность - познание лежит в основе познавательного направления воспитания. Проблема воспитания у детей познавательной активности охватывает все стороны воспитательного процесса и является непременным условием формирования умственных качеств личности, самостоятельности и инициативности ребёнка. Познавательное и духовнонравственное воспитание осуществляются в содержательном единстве, так как знания наук и незнание добра ограничивает и деформирует личностное развитие ребёнка. Значимым является воспитание у ребёнка стремления к истине, становление целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека. Физическое и оздоровительное направление воспитания Цель физического и оздоровительного воспитания - формирование ценностного отношения детей к здоровому образу жизни, овладение элементарными гигиеническими навыками и правилами безопасности. Ценности - жизнь и здоровье лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания. Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на идее охраны и укрепления здоровья детей, становления осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека. Трудовое направление воспитания Цель трудового воспитания - формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию и приобщение ребёнка к труду. Ценность - труд лежит в основе трудового направления воспитания. Трудовое направление воспитания направлено на формирование и поддержку привычки к трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям. Повседневный труд постепенно приводит детей к осознанию нравственной стороны труда. Самостоятельность в выполнении трудовых поручений способствует формированию ответственности за свои действия. Эстетическое направление воспитания Цель эстетического направления воспитания - способствовать становлению у ребёнка ценностного отношения к красоте. Ценности - культура, красота, лежат в основе эстетического направления воспитания. Эстетическое воспитание направлено на воспитание любви к прекрасному в окружающей обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей желания и умения творить. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющих внутреннего мира ребёнка. Искусство делает ребёнка отзывчивее, добрее, обогащает его духовный мир, способствует воспитанию воображения, чувств. Красивая и удобная обстановка, чистота помещения, опрятный вид детей и взрослых содействуют воспитанию художественного вкуса. 6 Целевые ориентиры воспитания Деятельность воспитателя нацелена на перспективу становления личности и развития ребёнка. Поэтому планируемые результаты представлены в виде целевых ориентиров как обобщенные «портреты» ребёнка к концу раннего и дошкольного возрастов. Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста (к трем годам) Ценности Целевые ориентиры Направление воспитания Патриотическое Родина. природа Проявляющий привязанность к близким людям, бережное отношение к живому. ДуховноЖизнь. Способный понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо». Проявляющий сочувствие,доброту. нравственное милосердие, добро Человек, семья, Социальное Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае дружба, неодобрения со стороны взрослых. Проявляющий интерес к другим детям и способный сотрудничество бесконфликтно играть рядом с ними. Проявляющий позицию «Я сам!». Способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении. Познавательное Познание Проявляющий интерес к окружающему миру. Любознательный, активный в поведении и деятельности. Здоровье, жизнь Физическое и Понимающий ценность жизни и здоровья, владеющий основными способами укрепления здоровья физическая культура, закаливание, утренняя гимнастика, личная гигиена, безопасное поведение и оздоровительное другое; стремящийся к сбережению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих. Проявляющий интерес к физическим упражнениям и подвижным играм, стремление к личной и командной победе, нравственные и волевые качества. Трудовое Труд Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке. Стремящийся помогать старшим в доступных трудовых действиях. Стремящийся к результативности, самостоятельности, ответственности в самообслуживании, в быту, в игровой и других видах деятельности (конструирование, лепка, художественный труд, детский дизайн и другое). Эстетическое Культура и красота Проявляющий эмоциональную отзывчивость на красоту в окружающем мире и искусстве. Способный к творческой деятельности (изобразительной, декоративно-оформительской, музыкальной, словесно-речевой, театрализованной и другое). Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения программы Направление Ценности Целевые ориентиры воспитания Патриотическое Родина. природа Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране - России, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям. 7 Духовнонравственное Социальное Жизнь. милосердие, добро Человек, семья, дружба, сотрудничество Познавательное Познание Физическое и оздоровительное Здоровье, жизнь Трудовое Эстетическое Труд Культура и красота Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий традиционные ценности, ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку. Способный не оставаться равнодушным к чужому горю, проявлять заботу. Самостоятельно различающий основные отрицательные и положительные человеческие качества, иногда прибегая к помощи взрослого в ситуациях морального выбора. Проявляющий ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми. Владеющий основами речевой культуры. Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел. Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом. Проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании. Обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей. Понимающий ценность жизни, владеющий основными способами укрепления здоровья - занятия физической культурой, закаливание, утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены и безопасного поведения и другое; стремящийся к сбережению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих. Проявляющий интерес к физическим упражнениям и подвижным играм, стремление к личной и командной победе, нравственные и волевые качества. Демонстрирующий потребность в двигательной деятельности. Имеющий представление о некоторых видах спорта и активного отдыха. Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности. Проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности. Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве. Стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности. 8 Содержательный раздел Уклад МБДОУ № 7 Уклад, в качестве установившегося порядка жизни МБДОУ № 7, определяет мировосприятие, гармонизацию интересов и возможностей совместной деятельности детских, взрослых и детсковзрослых общностей в пространстве дошкольного образования. Это необходимый фундамент, основа и инструмент воспитания, направленный на сплочение коллектива детей, родителей (законных представителей) и педагогов. Уклад определяется общественным договором, устанавливает правила жизни и отношений в ДОУ, нормы и традиции, психологический климат (атмосферу), безопасность, характер воспитательных процессов, способы взаимодействия между детьми и педагогами, педагогами и родителями, детьми друг с другом. Уклад включает в себя сетевое информационное пространство и нормы общения участников образовательных отношений в социальных сетях. Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового цикла жизни детского сада. Для реализации Программы воспитания уклад должен целенаправленно проектироваться командой ДОУ и быть принят всеми участниками образовательных отношений. Процесс проектирования уклада ДОУ № 1 2 3 Критерий Результат Устав МБДОУ № 7, локальные акты, правила Определить ценностно-смысловое наполнение поведения для детей и взрослых, внутренняя жизнедеятельности ДОУ символика. Отразить сформулированное ценностно- смысловое наполнение во всех форматах жизнедеятельности ДОУ: ОП МБДОУ№7 , Программа воспитания специфика организации видов деятельности; обустройство развивающей предметнопространственной среды; организация режима дня; разработка традиций и ритуалов ДОУ; праздники и мероприятия. Требования к кадровому составу и профессиональной подготовке сотрудников. Взаимодействие ДОУ с семьями Обеспечить принятие всеми воспитанников. участниками образовательных Социальное партнерство ДОУ с отношений уклада ДОУ социальным окружением. Договоры и локальные нормативные акты. Цель и смысл деятельности детского сада, его миссия Принципы жизни и воспитания в ДОУ Образ ДОУ, особенности символика, внешний имидж Основные характеристики МБДОУ № 7 Реализация ОП ДО МБДОУ № 7 в соответствии с целями, задачами и принципами законодательства РФ в сфере образования Принципы жизни и воспитания строятся в соответствии с локальными нормативными актами МБДОУ № 7 и законодательством РФ Разработан логотип ДОУ. Сайт ДОУ узнаваем, по опросам родительской общественности он лаконичен и понятен, что дополняет имидж учреждения. Стабильная работа сайта и информационная открытость существенно упрощают доступ к информационным источникам о функционировании МБДОУ у участников образовательных отношений. 9 Отношения к воспитанникам, их родителям (законным представителям), сотрудникам и партнерам Ключевые правила ДОУ Традиции и ритуалы, особые нормы этикета в ДОУ Особенности РППС, отражающие образ и ценности ДОУ Социокультурный контекст, внешняя социальная и культурная среда ДОУ Педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей первым. Улыбка – обязательная часть приветствия. Педагог описывает события и ситуации, но не дает им оценки. Тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышения голоса. Придерживается внешнего вида, соответствующего общепринятому деловому стилю. Относиться друг к другу с уважением и уметь слышать потребности других Личное приветствие каждого ребенка и родителей. Воспитатель лично встречает родителей и каждого ребенка. Здоровается с ними. Выражает радость по поводу того, что они пришли. Говорит ребенку, что его прихода с нетерпением ждут другие дети. Утреннее приветствие всех детей группы. Перед началом дня общей жизни группы воспитатель собирает детей вместе и проводит утренний круг (посредством игры, стихов с действиями), выражая радость от встречи с детьми и надежду провести вместе приятный и интересный день. Поздравление именинников. В каждой группе принято поздравлять именинников. Организуются музыкальные поздравления, пожелания и подарки от детей. Именинники в ответ готовят мини подарки. Традиционным является проведение общественно-политических праздников («День Победы», «День защитника Отечества», «Международный женский день», «День народного единства»); сезонных праздников («Осенины», «Новый год», «Масленица»); тематических мероприятий («Неделя психического и физического здоровья», «Неделя безопасности», «Книжкина неделя», «День театра», «День смеха» и др.); социальных, благотвори тельных и экологических акций («Бессмертный полк», «Открытка ветерану», «Кормушки для птиц», «Книжки детям», «Трудовой десант», «Мусоринка», «Батарейки, сдавайтесь!», «Сдай макулатуру – спаси дерево», « Добрые крышечки» и др.); выставки совместного творчества детей и родителей. Предметно-пространственная среда (далее – ППС) отражает федеральную, региональную специфику, а также специфику МБДОУ № 7 и включает:оформление помещений, оборудование, игрушки. МБДОУ № 7 сотрудничает с близлежащими образовательными организациями (МБДОУ № 22, МОУ СОШ № 25) и социальными партнерами: Управление образования Усть- Лабинский район ИРО Краснодарского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение ЛМТ КДЦ « Ладожский» Детская библиотека Детская поликлиника Воспитывающая среда ДОУ Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда раскрывает ценности и смыслы, заложенные в укладе. Воспитывающая среда включает совокупность различных условий, предполагающих возможность встречи и взаимодействия детей и взрослых в процессе приобщения к традиционным ценностям российского общества. Пространство, в рамках которого происходит процесс воспитания, называется 10 воспитывающей средой. Основными характеристиками воспитывающей среды являются её содержательная насыщенность и структурированность. Воспитывающая среда тесно связана с РППС и коллективом МБДОУ № 7, строится по следующим линиям: - «от взрослого», который создает предметно-образную среду, способствующую воспитанию необходимых качеств насыщая ее ценностями и смыслами; - «от совместной деятельности ребенка и взрослого» –среда направлена на взаимодействие ребенка и взрослого, раскрывает смыслы и ценности воспитания. Формируются нравственные, гражданские, эстетические и иные качества ребенка в ходе специально организованного педагогического взаимодействия ребенка и взрослого, обеспечивающего достижение поставленных воспитательных целей; - «от ребенка» – воспитывающая среда, в которой ребенок самостоятельно творит, живет и получает опыт деятельности (в особенности – игровой), позитивных достижений, осваивая ценности и смыслы, заложенные взрослым. Общности (сообщества) ДОУ Общность характеризуется системой связей и отношений между людьми, основанной на разделяемых всеми ее участниками ценностных основаниях, определяющих цели совместной деятельности. Профессиональное сообщество – это устойчивая система связей и отношений между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками образовательного учреждения, разделяющими ценности, которые заложены в основу рабочей программы воспитания. Инструментом единства профессиональной общности является рефлексия собственной профессиональной деятельности педагогов и сотрудников. Воспитатель, а также другие сотрудники должны: - быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных ориентиров, норм общения и поведения; - мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные стремления к общению и взаимодействию; - поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы сверстников принимала общественную направленность; - заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности; - содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу; - воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.); - учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые сплачивали бы и объединяли ребят; воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение. Профессионально-родительское сообщество включает сотрудников образовательного учреждения и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в образовательном учреждении. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в образовательном учреждении. Совместное обсуждение воспитывающими взрослыми особенностей ребенка позволит выявить и в дальнейшем создать условия, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания. Детско-взрослая общность объединяет сотрудников образовательного учреждения, взрослых членов семей и дошкольников. Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности. 11 Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными. Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач. Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других. Воспитатель воспитывает у детей навыки и привычки поведения, качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том или ином сообществе. Воспитатель формирует и развивает в детских взаимоотношениях дух доброжелательности, стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели.Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности. В образовательном учреждении создаются условия для обеспечения возможности взаимодействия ребенка как со старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и ответственности. Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной группе обладает большим воспитательным потенциалом для инклюзивного образования. Задачи воспитания в образовательных областях Образовательные области Направления Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие», «Добро», «Дружба», «Сотрудничество», «Труд». - патриотическое; - духовно- нравственное; - социальное, -трудовое 12 Задачи воспитания -воспитание любви к своей семье, своему населенному пункту, родному краю, своей стране; - воспитание уважительного отношения к ровесникам, родителям (законным представителям), соседям, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности; - воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа, к нравственным и культурным традициям России; - содействие становлению целостной картины мира, основанной на представлениях о добре и зле, прекрасном и безобразном, правдивом и ложном; - воспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию, общительности, дружелюбия, сотрудничества, умения Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Познавательное развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Человек», «Семья», «Познание», «Родина» «Природа». «Человек» «Семья» «Познание» «Родина» «Природа» Решение задач воспитания в «Культура», «Красота». рамках образовательной области «Речевое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Культура», «Красота». Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Красота», «Культура», «Человек», «Красота», «Культура», «Человек», «Природа». 13 соблюдать правила, активной личностной позиции. - создание условий для возникновения у ребёнка нравственного, социально значимого поступка, приобретения ребёнком опыта милосердия и заботы; - поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; - формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и труда других людей - воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны; - приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям родной страны, к культурному наследию народов России; - воспитание уважения к людям представителям разных народов России независимо от их этнической принадлежности; - воспитание уважительного отношения к государственным символам страны (флагу, гербу, гимну); - воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного края, родной страны, приобретение первого опыта действий по сохранению природы. - владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и нормы культурного поведения; - воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка, стремления говорить красиво (на правильном, богатом, образном языке). воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения, любви) к различным объектам и явлениям окружающего мира (природного, бытового, социокультурного), к произведениям разных видов, жанров и стилей «Природа». Решение задач воспитания в «Жизнь», «Здоровье». рамках образовательной области «Физическоеразвитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Жизнь», «Здоровье ». искусства (в соответствии с возрастными особенностями); - приобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа, шедеврам мировой художественной культуры с целью раскрытия ценностей «Красота», «Природа», «Культура»; - становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру для гармонизации внешнего мира и внутреннего мира ребёнка; - формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и эмоциональнообразного способов его освоения детьми; - создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, поддержка его готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими людьми (детьми и взрослыми) формирование у ребёнка возрастосообразных представлений о жизни, здоровье и физической культуре; - становление эмоциональноценностного отношения к здоровому образу жизни, интереса к физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию организма, к овладению гигиеническим нормам и правилами; - воспитание активности, самостоятельности, уверенности, нравственных и волевых качеств. Формы совместной деятельности в образовательной организации Формы совместной деятельности в образовательной организации Работа с родителями (законными представителями) строится на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения дошкольного образовательного учреждения. Виды и формы деятельности по организации сотрудничества педагогов и родителей (законных представителей), используемые в учреждении в процессе воспитательной работы: родительское собрание; педагогические лектории; родительские конференции; круглые столы; родительские клубы, клубы выходного дня; мастер-классы; иные формы взаимодействия 14 учтены в календарном учебном графике и календарном плане воспитательной работы. Содержание проводимых событий фиксируются в проектных картах мероприятий и хранятся вметодической копилке Программы События образовательной организации Событие предполагает взаимодействие ребенка и взрослого, в котором активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности. Событийным может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и прочее. Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической работы на основе традиционных ценностей российского общества, в котором педагогическая команда проектирует работу всего учреждения, каждой группы в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком. Сюда относятся: проекты разной направленности; праздники; общие дела; ритмы жизни (утренний и вечерний круг, прогулка); режимные моменты (прием пищи, подготовка ко сну и прочее); свободная игра; свободная деятельность детей. Совместная деятельность в образовательных ситуациях. Совместная деятельность в образовательных ситуациях является ведущей формой организации совместной деятельности взрослого и ребенка по освоению Программы, в рамках которой решаются конкретные задачи воспитания. Воспитание в образовательной деятельности осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка. Основные формы организации совместной деятельности, представленные в Программе, обеспечивают её воспитательный потенциал. К основным видам организации совместной деятельности в образовательных ситуациях: ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы; социальное моделирование, воспитывающая (проблемная) ситуация, составление рассказов из личного опыта; чтение художественной литературы с последующим обсуждением и выводами, сочинение рассказов, историй, сказок, заучивание и чтение стихов наизусть; разучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация, этюды- инсценировки; рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций, просмотр видеороликов, презентаций, мультфильмов; организация выставок (книг, репродукций картин, тематических или авторских, детских поделок и тому подобное), экскурсии (в музей, в общеобразовательную организацию и тому подобное), посещениеспектаклей, выставок; игровые методы (игровая роль, игровая ситуация, игровое действие и другие); демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный пример педагога, приучение к вежливому общению, поощрение (одобрение, тактильный контакт, похвала, поощряющий взгляд). Организация предметно-пространственной среды Предметно-пространственная среда (далее ППС) отражает федеральную,региональную специфику, а также специфику МБ ДОУ № 7 и включает: оформление помещений; оборудование; игрушки. ППС отражает ценности, на которых строится программа воспитания, и способствует их принятию и раскрытию ребенком. Среда включает знаки и символы России, Краснодарского края. Отражает региональные, 15 этнографические, конфессиональные и другие особенности социокультурных условий, в которых находится организация. Среда в детском саду экологична, природосообразна и безопасна. Обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной деятельности. Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей. Среда обеспечивает ребенку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний, необходимость научного познания, формирует научную картину мира. Дает возможность посильного труда, а также отражает ценности труда в жизни человека и государства (портреты членов семей воспитанников, героев труда, представителей профессий и пр.). Результаты труда ребенка могут быть отражены и сохранены в среде. Среда обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта. Среда предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями региональной культурной традиции. Вся среда дошкольной организации гармонична и эстетически привлекательная. Наполняемость развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ № 7 обеспечивает целостность воспитательного процесса в рамках реализации программы воспитания: подбор художественной литературы; подбор видео и аудиоматериалов; подбор наглядно-демонстрационного материала (картины, плакаты,тематические иллюстрации и т.п.); наличие демонстрационных технических средств (ноутбук, колонки и т.п.); подбор оборудования для организации игровой деятельности (атрибуты для сюжетноролевых, театральных, дидактических игр); подбор оборудования для организации детской трудовой деятельности (самообслуживание, бытовой труд, ручной труд). В группах создана полноценная развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным особенностям воспитанников, эстетическим и гигиеническим требованиям. В групповых помещениях мебель стандартная, соответствует ростовым показателям. У каждого ребенка имеется индивидуальный шкаф для раздевания, ячейка для полотенца, кровать. Группы наполняются современным игровым оборудованием, современными информационными стендами. РППС всех помещений достаточно насыщена, выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, стимулируют процесс развития и саморазвития, социализации и коррекции воспитанников. В детском саду не только уютно, красиво, удобно и комфортно детям, но и созданная развивающая среда открывает нашим воспитанникам весь спектр возможностей, направляет усилия детей на эффективное использование отдельных ее элементов. Состояние материальной и технической базы учреждения обеспечивает реализацию основной общеобразовательной – образовательной программы дошкольного образования и Программы воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивает организацию жизни детей в образовательном учреждении, способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников. В помещении детского сада есть дополнительные помещения для работы с детьми, предназначенные для поочередного использования всеми или несколькими детскими группами (музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет педагога- психолога, кабинет учителя – логопеда, а также сопутствующие помещения (медицинского назначения, пищеблока, прачечной) и служебнобытовые помещения для персонала. Развивающая – предметно пространственная среда полностью соответствует требованиям ФГОС ДО и учитываются все принципы ее построения: содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Перечень конкретных позиций (пособий и атрибутов) из Федеральной образовательной программы (стр.187, 29.3.6.), которые имеются в МБ ДОУ № 7: Компоненты среды Мини- пространства 16 Отражающие региональные, этнографические и другие особенности социокультурных условий, в которых находится ДОУ Отражающие экологичность, природосообразность и безопасность Знаки и символы государства, Краснодарского края информационные стенды с символикой РФ, патриотические уголки в групповых помещениях; книги, альбомы по ознакомлению с народностями России; коллекция мини-кукл в национальных костюмах; центр «Краеведения и патриотизма» в каждой группе. географическая карта климатических зон, животного и растительного мира, глобус; энциклопедии, детская художественная литература, иллюстрации о животном и растительном мире планеты, жизни людей разных стран, природы и пр.; макеты проезжей части, макеты светофора, дорожных знаков; настольно-дидактические игры, пособия, фото проблемных ситуаций; атрибуты к сюжетно – ролевым играм; в каждом групповом помещении оформлены «Центры безопасности», «Центр природы». игровая детская мебель для сюжетно-ролевых игр с необходимыми предметами-заместителями; виды театра, элементы для драматизации, театрализованных игр. ряженья различные виды конструктора: напольный (мягкие модули) и настольный (деревянный, магнитный, модульный, пластмассовый, металлический и пр.); игровые центры с необходимым материалом по основным направлениям развития. Обеспечивающие детям возможность общения, игры и совместной деятельности Отражающие ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьёй обеспечивающие ребенку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывающие красоту знаний, необходимость научного познания, формирующие научную картину мира Материал для сюжетно-ролевых игр; дидактические и настольно-печатные игры; открытки, иллюстрации, фото. Предметы для опытно-экспериментальной деятельности – магниты, увеличительные стёкла, весы, микроскоп, природный и бросовый материал, центр «Песка и воды», коллекции ткани, бумаги, камней, дидактические игры по экологическому воспитанию и пр.; игровые наборы, игрушки, предметы-заместители для игровой деятельности; конструкторы с различными способами соединения деталей, мозаика, лото, домино различной тематики; демонстрационный и раздаточный материал для обучения детей счету, развития представлений о величине и форме предметов, дидактические, логические игры, пазлы; коврограф «Ларчик» В.В. Воскобовича, комплект игр Б.П. Никитиных, часы различные; схемы, планы, макеты помещений для ориентировки в пространстве, на плоскости, в тетради. 17 Обеспечивающие ребёнку возможность посильного труда, а также отражающие ценности труда в жизни человека и государства Обеспечивающие ребёнку возможности для укрепления здоровья, раскрывающие смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта Предоставляющие ребёнку возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями традиций многонационального российского народа Картинки, схемы последовательности одевания, раздевания, выполнения трудовых действий, сервировки стола и др.; Уголки дежурства; наглядные пособия, дидактическое пособие «Профессии», «Орудия труда»; правила безопасности в группе, при выполнении трудовых действий в природе, самообслуживании, хозяйственнобытовом и пр. музыкальный зал; Спортивный зал спортивная площадка на территории; инвентарь для выполнения основных движений, ОРУ, маты, инвентарь, оборудование для спортивных игр на территории; атрибуты для проведения подвижных игр, маски, включая народные игры, игры-эстафеты; картотеки спортивных, подвижных и народных игр. Подборка книг, репродукций, иллюстраций по истории города, страны; игры, наглядные пособия для ознакомления с культурой и бытом народов Краснодарского края, России; образцы (предметы, иллюстрации) предметов народного быта, национальных костюмов; альбомы, игрушки с различными росписями. Социальное партнерство Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает: - участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных мероприятий (дни открытых дверей, государственные и региональные, праздники, торжественные мероприятия и тому подобное); - участие представителей организаций-партнеров в проведении занятий в рамках дополнительного образования; - проведение на базе организаций-партнеров различных мероприятий, событий и акций воспитательной направленности; - реализация различных проектов воспитательной направленности, совместно разрабатываемых детьми, родителями (законными представителями) и педагогами с организациями-партнерами. Организация сетевого взаимодействия МБДОУ № 7 с социальными партнерами позволяет расширить ресурсные возможности ДОУ для воплощения педагогических проектов, ознакомления воспитанников с профессиями региона и возможности практического применения полученных знаний. Работа с социальными партнерами № п/п 1 2 3 4 5 Организация Цель взаимодействия Управление образования Осуществление методического сопровождения ДОУ; участие в методических мероприятиях, конкурсах на районном уровне ИРО Краснодарского края МБОУ СОШ №25 МБОУ СОШ № 19 МБДОУ № 22, 27 Повышение квалификации педагогов ДОУ Создание условий преемственности детского сада и школы Создание условий преемственности детского сада и школы Обмен опытом работы 18 6 Библиотека детская КДЦ «Ладожский» 7 8 Приобщение детей к чтению: экскурсии, участие в мероприятиях (конкурсах, международных акциях и т.д.) участие в мероприятиях, конкурсах на уровне муниципального образования ЛМТ Ранняя профориентация 19 Календарный план воспитательной работы в МБДОУ №7 на 2024-2025 учебный год № п/п Дата Воспитательное событие 1 1 сентября День знаний Направление воспитания. ценность ПозН СоцН Формы организации образовательного процесса в разных возрастных группах Группа раннего возраста Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа Познакомить детей с праздником 1 сентября; создать праздничную атмосферу приобщать детей к получению знаний; побуждать интерес к школе; развивать память и воображение, активность и коммуникативные качества; мотивация детей на получение знаний «Из истории школьных принадлежностей» 2 Взаимодействие с родителями День солидарности в 3 сентября борьбе с терроризмом, День окончания Второй мировой войны ПатН ПозН СоцН Рассматривание Беседа «Что такое опасность», Игра с плакатов и элементами спортивного ориентирования иллюстраций: « Маршруты безопасности», игры-ситуации: «Встреча с «Вызови помощь», рисунки на асфальте: незнакомцем», «Детям нужен мир!» «Незнакомые Проведение тренировочной эвакуации предметы брать нельзя!»; Акция «Голубь мира» Взаимодействие с родителями 3 5 сентября Международный день благотворительности Взаимодействие с родителями Конкурс рисунков на асфальте «Прощай, разноцветное лето!» Игровая программа «Путешествие в страну Знаний» Совместное оформление книжной выставки «Книги моего детства» Познакомить детей дошкольного возраста с основами противодействия терроризма, выполнением правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях и алгоритма действий в чрезвычайных ситуациях. СоцН Познакомить детей с пониманием «что такое благотворительность?», развивать представление детей о доброте, духовно-нравственные качества, направленные на положительную социализацию в обществе Акция: «Твори добро» 4 8 сентября Международный день распространения грамотности ПозН СоцН Взаимодействие с родителями 4 5 6 13сентября День образования Краснодарского края Взаимодействие с родителями День воспитателя и 27сентября всех дошкольных работников Взаимодействие с родителями Международный день 1 октября музыки Международный день пожилых людей; ПатН ПозН СоцН ДухН ПозН СоцН ЭН Взаимодействие с родителями 7 4 октября День защиты животных ДухН ПозН Познакомить детей с праздником «Днем грамотности», способствовать развитию познавательной активности, устной речи детей, умению чётко отвечать на поставленные вопросы, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Беседы «Всем желаем научиться, с грамотностью подружиться», « Хочу стать грамотным», просмотр мультфильма «В стране невыученных уроков», знакомство с загадками, пословицами к тематическому дню, д/игра «Скажи наоборот», «Выложи буквы счётными палочками, верёвочками», игры с «Чудесным мешочком», «Угадай букву наощупь», «Буква или цифра». Выставка детско-родительского творчества «Азбука в рисунках». Развивать познавательный интерес к истории Краснодарского края. Прививать любовь к национальному наследию, к родной земле, природе. Рассматривание альбома «Достопримечательности Кубани», рисование «Карта края» Игра-путешествие по родному краю «Край, в котором я живу» Выставка рисунков «Кубань глазами детей!» Привлечь внимание детей к особенностям профессии «Воспитатель» Беседа с детьми на тему: «Кто работает в детском саду»; изготовление открыток для сотрудников детского сада. Выставка детских рисунков «Любимый человек в детском саду» Помощь в организации выставки рисунков «Любимый человек в детском саду» Создание условий для формирования духовности у детей дошкольного возраста по отношению к старшему поколению. Приобщать детей к музыкальной культуре. Продуктивная деятельность «Открытка для бабушки и дедушки», Развлечение «Где музыка Развлечение «Внуки и внучки спешат на помощь бабушкам и живет?» дедушкам» Помощь в организации выставки рисунков «Бабушка и дедушка – милые, родные» Формировать основы нравственности посредством экологического образования дошкольников, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения к природе и животным Дидактические игры: «Узнай Беседы «Защита и спасение животных», «4 октября – по голосу», «Чей детёныш?» Взаимодействие с родителями День учителя 8 5 октября 9 20 октября День отца в России Акция «Миска добра» ПозН СоцН Взаимодействие с родителями Осенины 11 Последняя неделя Сюжетно-дидактическая игра «Школа» ДухН ПозН СоцН Взаимодействие с родителями 10 15 октября День кубанского казачества Всемирный день защиты животных. История. значение», «Знакомство с Красной книгой». Раскрашивание рисунков «Обитатели леса». Дидактические игры: «Узнай по голосу», «Угадай животное по описанию», «Живое-неживое», «Чей детёныш», «Кто, где живет», отгадывание загадок про животных. Просмотр мультфильма «Серая шейка». Сюжетно– ролевая игра «Больница для животных». ПатН ПозН ПозН ХэН Продолжать укреплять детско-взрослые отношения, в частности воспитанников с папой; продолжать формировать осознанное понимание значимости отца в жизни детей, семьи, общества Продуктивная деятельность «Открытка для папы» Беседа «Моя Беседа: «Мой Беседы: «Мой папа», «Кем работает мой папа»; папа» чтение произведения Л.Н. Толстого «Отец и семья» сыновья», «Как братья отцовский клад нашли» Фото с папой. Помощь в организации выставки коллажей «Я и мой папа». Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа. Театрализованная программа «Казачья доблесть, дух и слава». Беседа-рассказ с элементами презентации. Помощь в оформлении альбома «Станичные мотивы». Утренники 12 4 ноября День народного единства Взаимодействие с родителями День памяти погибших 13 10 ноября при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России 14 27 ноября День матери в России ПатН ПозН СоцН ПатН ПозН СоцН 16 3 декабря Воспитание у дошкольников гражданственности, патриотизма, гордости, отзывчивости, чувства долга на личных примерах сотрудников внутренних дел Российской Федерации Чтение С. Михалков «Дядя Степа – милиционер», Сюжетнодидактическая игра « Полиция» ДухН ПозН СоцН Взаимодействие с родителями 15 30 ноября Знакомство детей с праздником – День Народного Единства; расширять представления детей о территории России, народах её населяющих; воспитывать уважение к различным национальностям России, их культуре, языку; воспитывать чувство гордости за свой народ, за его подвиги Беседа-рассказ с элементами презентации, рассматривание костюмов народов России, развлечение «Я люблю тебя, Россия». Фестиваль творчества «Сила России - в единстве народов» День Государственного герба Российской Федерации ПатН ДухН День неизвестного солдата ПатН ПозН СоцН Формирование у детей целостного представления образа матери, играющей большую роль в жизни каждого ребёнка о значимости матери в жизни каждого человека; воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к маме, о роли мамы в жизни каждого человека. «Наши мамы», чтение пословиц и поговорок о семье, единстве, взаимопомощи; проведение сюжетно-ролевых игр, Праздник «Мамочка любимая моя». Продуктивная деятельность «Подарок маме - своими руками» Оказание помощи в оформлении экспозиции рисунков и фотографий «Сердце матери лучше солнца греет» Познакомить детей с Государственным гербом России. Формировать у детей элементарные представления о происхождении и функциях герба России. Рассказать о символическом значении цветов и образов в нем. Помочь ребенку приобрести четкие представления о государственном гербе России, его значении для государства и каждого гражданина. Образовательный проект «Что может герб нам рассказать?» Проведение настольных игр: «Собери герб и флаг России» Беседы с детьми: «Какие народы живут в России», «День Герба России». Совместная продуктивная деятельность «Герб нашей группы». Раскрыть перед детьми значение празднования Дня Неизвестного солдата, воспитывать чувство патриотизма, любви к своей, воспитывать в детях уважение ко всем, кто защищал Родину от врагов. Проведение акции возложения цветов к памятнику героям Великой Отечественной войны. Беседы и просмотр материалов о памятниках и мемориалах неизвестному солдату 17 5 декабря День добровольца (волонтера) в России ПатН 18 8 декабря Международный день художника ПозН ЭН 19 9 декабря День Героев Отечества ПатН Позн Взаимодействие с родителями 20 12 декабря День Конституции Российской Федерации Бесседа - рассказ с элементами презентации «Кто такие волонтеры» Акция «Поможем детям младшей группы» выполнение поделок в подарок малышам» Беседы с детьми на темы «Легко ли быть добрым?», Кто такие волонтеры?» ПозН СоцН Воспитывать у детей любовь к прекрасному, к искусству. Беседа - рассказ с элементами презентации. Выставка рисунков «Я художник» Беседа с детьми: «Кто такие художники»; разгадывание загадок о жанрах живописи, о материалах, которые используют художники. Чтение стихов «Как я учился рисовать» С. Баруздина, «Художник» В. Мусатов. Дидактические игры «Цвета», «Что перепутал художник». Выставка рисунков детей на различную тематику в группе Формировать у воспитанников чувство патриотизма. Развивать чувство гордости и уважения к воинам – защитникам Отечества. Воспитывать любовь к Родине. Беседа - рассказ с элементами презентации «Рассказ о святом Георгии Победоносце»; «Герои Отечества»; «Знакомство с Орденом Святого Георгия». Создание тематических альбомов: «Города герои», «Наша Армия родная», «Военная техника». «Герои Отечества» - выставка книг. Спортивные и подвижные игры на смелость, силу, выносливость, крепость духа. Оформить рекомендации для родителей по теме «День героев Отечества» ПозН ПатН СН Познакомить детей с гражданскими правами и обязанностями. Формировать представление о Конституции - основном Законе государства. Воспитывать стремление знать и соблюдать законы Российской Федерации. Беседа-рассказ с элементами презентации Тематические беседы об основном законе России, государственных символах. государственных символах «Главная книга страны», «Мы граждане России», Просмотр презентаций «Я гражданин России», «День Конституции России», Прослушивание музыкальных произведений о России. Последняя Любимый праздник 21 неделя Новый год декабря ПозН ЭН Приобщение детей к традициям и обычаям современного российского общества посредством интерактивных методов, игр и сказок, создать праздничную атмосферу, доставить радость детям. Раскрыть творческие способности детей через различные виды деятельности. Беседы о новогодних традициях в России, просмотр видео и иллюстраций «История Деда Мороза Чтение художественной литературы о празднике Новый год. «Зимние игры и забавы», разучивание стихов колядок, песен, танцев о новогодних праздниках. Участие детей в украшении группового помещения. Акция «Письмо Деду Морозу». Новогодние утренники Участие родителей в украшении группового помещения и в подготовке к празднику. Познакомить детей с героической историей Ленинграда в годы блокады. Беседа-рассказ с элементами презентации. Просмотр иллюстраций, открыток, медалей, орденов военных лет, фотографий о жизни в блокадном Ленинграде. Рассматривание пейзажей современного Санкт-Петербурга, а также города во время ВОВ. Рассматривание иллюстраций «Дорога жизни», «Разорванное кольцо блокады» на фоне прослушивание песен и музыки военных лет Тематическая беседа «Дети блокадного Ленинграда», « Дорога жизни», чтение стихов. Воспитание в детях чувства патриотизма, как важнейшего духовно - патриотического качества; воспитание высокой ответственности и верности долгу перед Родиной. Сюжетно - ролевая игра «Мы военные». Чтение художественной литературы А.И. Семенцова «Героические поступки». Д/игры «Подбери слова по теме «Война», «Герои», «Победа». Просмотр мультфильма «Подвиг молодого солдата». Викторина «Сталинградская битва». Взаимодействие с родителями 22 27 января День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады ПатН ПозН 23 2 февраля День разгрома советскими войсками немецкофашистских \войск в Сталинградской битве ПатН ПозН Конкурс чтецов «Это память души, никто не забыт». Виртуальная экскурсия «Мамаев курган. Памятники воинской славы» 24 2 февраля День освобождения Усть- Лабинского района от немецкофашистских захватчиков ПатН 25 8 февраля День Российской науки ПозН Взаимодействие с родителями 26 15 февраля День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества ПатН 27 21 февраля Международный день родного языка ПозН ПатН Познакомить с историческими сведениями о войне на Кубани, воспитывать уважительное отношение к истории родного края, своей семье и народу. Беседа-рассказ с элементами презентации. Формировать у детей познавательный интерес, развивать навыки познавательноисследовательской деятельности, способствовать овладению детьми различными способами познания окружающего мира. Исследовательские культурные практики «Хочу всё знать!», тематическая выставка детских энциклопедий . Проведение опытов и экспериментов Оформление наглядного материала «Экспериментируем с папой», «Эксперименты на кухне». Познакомить воспитанников с военными событиями за пределами Родины. Воспитание чувства долга, патриотизма, любви к Родине, своему народу. Формирование представления о воинском долге и верности Отечеству. Беседа «Славные сыны России», «О земляках героях». Беседа-рассказ с элементами презентации. Дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным, формировать у детей навыки слушательской культуры, развивать любознательность и интерес к языкам. воспитывать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам. Словесная игра Разучивание Театрализация Беседа: «Чем богат родной язык». Чтение стихотворения «Родина моя – бескрайняя «Кто как потешек: сказки Россия». Слушание и разучивание народных кричит». «Люли«Теремок», частушек, Конкурс «Страна любимых песен» Разучивание люли», Закрепление (песенки сказочных героев русских сказок). потешек, «Кисонка народных прибауток «Из-за мурысонька» музыкальных леса из-за гор», , «Еду-еду к игр «У «Ладушки», бабе, деду». медведя во «Идет коза бору», « Гуси, рогатая». гуси» Пальчиковые игры. Взаимодействие с родителями 28 22 февраля День защитника Отечества ПатН Оформление буклетов, стенгазет «Родной язык – наше богатство!» Расширять представление детей о государственном празднике «День защитника Отечества». Развивать у детей интерес к родному краю, событиям прошлого и настоящего. Воспитывать духовно-нравственные ценности, чувство уважения к Защитникам Отечества прошлого и настоящего. Тематические беседы «Они защищали нашу страну», «Рассказ о Российском флаге», серия «Города-герои», рассматривание иллюстраций. «Наши защитники». Аппликация «Танк», «Подарок папочке», рисование «Самолёты», лепка «Военная техника». С/р игра «Мы солдаты». Рассматриванием иллюстраций «Военная техника». Праздничные утренники Взаимодействие с родителями Международный 29 8 марта женский день Фотовыставка «Я и мой папа», оформление стенда «Служу в армии». СН ЭН Привлечение внимания детей к празднику 8 марта. Формирование чувства любви и уважения к женщине, желания помогать им, заботиться о них. Развивать у детей интерес к традиции его празднования. Способствовать созданию тёплых взаимоотношений в семье. Праздничные утренники «Поздравляем с женским днём!» Взаимодействие с родителями 30 18 марта День воссоединения Крыма с Россией ПатН Рассмотреть семейный фотоальбом, показать фотографии бабушки, прабабушки, рассказать, как родители помогали своей маме. Формировать у детей представление об истории, о будущем Крыма, Севастополя как субъектов Российской Федерации, чувства патриотизма, уважения к людям, любовь к своему народу. ЭН 31 27 марта 7 апреля Международный день театра Всемирный день здоровья ФОН 32 12 апреля День космонавтики ПозН Взаимодействие с родителями Всемирный день Земли 34 22 апреля ПозН 33 35 1 мая День весны и Труда ТН Беседа-рассказ с элементами презентации. Чтение стихотворения Павлова Н.И. «Наш Крым». Рассматривание иллюстраций на тему «Достопримечательности Крыма». Выставка рисунков «Крым и Россия вместе» Вызвать у детей интерес к театральной деятельности; формировать и расширять представление о театре; развивать воображение, творческие способности, коммуникативные навыки. Участие в Чтение книг «Куда пойдем? В кукольный Создание коллекции «Театр в театрализован театр!», знакомство с театральными чемодане» ных играх по профессиями» (художник, гример, мотивам русских парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, Подготовка кукольных спектаклей для детей народных сказок артист). Беседы о правилах поведения в младшего возраста театре. «Беседа о вкусной и здоровой пище», « Друзья Мойдодыра». Закрепить у детей знания о «здоровье». Объяснить правила ЗОЖ. Пробудить интерес ребенка к работе своего организма, самочувствию и всему тому, что влияет на общее здоровье человека. Беседы о значении здоровья, здорового образа жизни, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и картин на тему здоровья, Физкультурные досуги «Путешествие в страну Здоровья» . Воспитывать патриотические чувства, гордость за героев – летчиков,космонавтов, покоривших космос; прививать чувство гордости за свою страну, желание быть в чем-то похожим на героевкосмонавтов. Тематический образовательный проект «Большое космическое путешествие» Помощь в оформлении развивающей среды по теме «Космос». Воспитывать любовь к родной земле; познакомить детей с праздником – Днем Земли Развлечение Познавательный досуг « Наш дом - Земля». Выставка рисунков «Мы дети планеты - Земля» «В гостях успасателей» Познакомить детей с праздником Весны и труда, как об общественном событии в России. Формировать у детей уважение к историческому прошлому своего народа. Расширить представления детей о труде взрослых, о значении их труда для общества. 36 9 мая День Победы ПатН Участие в «Параде дошколят» Просмотр презентаций «О той войне». Рассматривание альбома «Они сражались за Родину!», серия картинок «Дети – герои ВОВ». Чтение художественной литературы «Дети войны», Е. Благинина «Почему ты шинель бережешь?» Аппликация «Открытка ветерану». Проведение праздника, посвящённого Дню Победы Совместная с родителями акция возложения цветов к памятнику воинам Великой Отечественной войны Взаимодействие с родителями 37 19 мая День детских общественных организаций в России Трудовой десант на участке детского сада с участием родителей Расширить представления детей о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны, закрепить представления о празднике Дне победы, формировать патриотические чувства . СН Расширить представление детей о детских общественных организациях в области детского движения. Беседа-рассказ с элементами презентации 38 24 мая День славянской письменности и культуры ДНН ПозН Познакомить детей с праздником славянской письменности и культуры, дать первоначальное представление о происхождении славянской письменности, о её создании Кириллом и Мефодием, о культурном единении России, формировать познавательную активность детей, эмоциональную отзывчивость детей, воспитывать любовь к Родине, уважение к культурным традициям. Беседа: «Детям о святых Кирилле и Мефодии и нашей азбуке». Чтение «Как церковный грамотей в старину учил детей», Р. Киплинг. «Как было написано первое письмо». Семейный творческий конкурс «Первая буква моего имени». Беседа-рассказ с элементами презентации «Волшебные буквы». Познавательный досугвикторина «Как пишут в разных странах» 39 40 41 1 июня Международный день защиты детей 3 июня Всемирный день велосипеда 6 июня Пушкинский день России ДНН ФОН Праздничное мероприятие «Солнечное лето - для детей планеты» Беседа-рассказ с элементами презентации. Велопробег ЭН Тематический образовательный проект «Сказки Пушкина» ПатН 42 12 июня Конкурс рисунков на асфальте Чтение: «Всемирный день ребенка», «Нашим детям» Н. Майданик. Права детей в стихах. День России 43 22 июня День памяти и скорби ПатН 44 29 июня День возрождения казачества. ПатН 45 8 июля День семьи, любви и верности ДНН 46 30 июля Международныйдень дружбы СН Игра - квест «Удивительное путешествие по большой стране» Фотовыставка «Наши семейные поездки по России» Рассматривание иллюстраций, альбомов: «Москва», «Кубань» Беседы: «Россия – родина моя», «Наш флаг и наш герб». Чтение художественной литературы. Участие в акции (совместно с родителями) «Свеча памяти». Военно- спортивная игра «Правнуки победы». Возложение цветов к памятнику воинам, погибших в годы войны. Беседа-рассказ с элементами презентации Беседа-рассказ с элементами презентации Беседа с детьми об истории казачества, рассматривание костюмов казаков, выставка предметов быта казаков. Слушание и пение кубанских казачьих песен. Тематический образовательный проект «Семь-Я». Изготовление подарков для родных и близких людей. Фотовыставка «Наша дружная семья» Беседа: «Какой может быть дружба. Ктотакой друг?». «Для чего нужны друзья». Чтение художественной литературы: М. Пляцковский «Урок дружбы», продуктивная деятельность «Подарок другу». Праздник «День дружбы 47 48 Международный день светофора 13 августа День физкультурника 5 августа ПозН ФОН Игра-квест «Путешествие со светофором» Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья». Спортивный парад 49 19 августа Яблочный спас ДНН Беседа о празднике «Яблочный Спас», о его значении. Разучивание пословиц, стихов о яблоке, яблони, «Яблочном Спасе». Рассказывание сказок «Молодильное яблоко». Праздничное мероприятие «Праздник у нас – Яблочный спас!» 50 22 августа День Государственного флага Российской Федерации ПатН Беседа-рассказ с элементами презентации «Флаг города, флаг региона, флаг страны», «Флаг России», «Белый, синий, красный», Продуктивная деятельность «Горит на солнышке флажок, как будто я огонь зажег» дидактические игры «Главный город», «Узнай наш флаг», «Собери флаг», «Найди флаг Российской Федерации». Разучивание стихотворений, прослушивание песен о Родине, флаге, России. Изготовление флажков – символа России . Развлечение «Наш трёхцветный флаг» 51 27 августа День российского кино ЭН Беседы на темы: «Что мы знаем о кино?», «Как снимают кино?»; Дидактические игры «Придумай новых героев», «Эмоции героев»; Рисованием на тему «Мой любимый герой. Беседа о кино, «Как снимают кино» Отгадывание загадок по тематике детских фильмов. Прослушивание музыки и песен из детских фильмов. Кадровое обеспечение Требования к кадровым условиям реализации Программы включают: укомплектованность дошкольной образовательной организации руководящими, педагогическими и иными работниками; уровень квалификации руководящих, педагогических и иных работников ДОУ; -непрерывность профессионального развития и повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников ДОУ. Кадровый состав Кадровый состав является важным ресурсом, позволяющим обеспечить высокое качество образования. Педагоги ДОУ мотивированы на саморазвитие и профессиональный рост. Повышение квалификации охватывает всех педагогов и проходит по перспективному плану, через различные формы (очно, дистанционно): вебинары, обучающие семинары, семинары-практикумы, тренинги, конкурсное движение. В ДОУ 67,5 % педагогов имеют высшее образование, 32,5% - среднее профессиональное. 100% педагогов обучились на курсах повышения квалификации. Требования к условиям работы с особыми категориями детей По своим основным задачам воспитательная работа не зависит от наличия (отсутствия) у ребёнка особых образовательных потребностей. В основе процесса воспитания детей лежат традиционные ценности российского общества. Инклюзия подразумевает готовность образовательной системы принять любого ребёнка независимо от его особенностей (психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и других) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития. Инклюзия является ценностной основой уклада МБДОУ № 7 и основанием для проектирования воспитывающих сред, деятельностей и событий. На уровне уклада: инклюзивное образование – это норма для воспитания, реализующая такие социокультурные ценности, как забота, принятие, взаимоуважение, взаимопомощь, совместность, сопричастность, социальная ответственность. Эти ценности должны разделяться всеми участниками образовательных отношений. На уровне воспитывающих сред: РППС строится как максимально доступная для детей с ОВЗ; событийная воспитывающая среда обеспечивает возможность включения каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества; рукотворная воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности достижений каждого ребенка. На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми, родителями, воспитателями. Детская и детско-взрослая общность в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности. На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждого ребенка в социальной ситуации его развития. На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка обеспечивает возможность участия каждого в жизни и событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность ребенка в своих силах. Событийная организация должна обеспечить переживание ребенком опыта самостоятельности, счастья и свободы в коллективе детей и взрослых. Основными условиями реализации Программы воспитания в МБДОУ № 7, реализующей инклюзивное образование, являются: - направленное на формирование личности взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее 32 создание таких ситуаций, в которых каждому ребёнку с особыми образовательными потребностями предоставляется возможность выбора деятельности, партнера и средств; учитываются особенности деятельности, средств её реализации, ограниченный объем личного опыта детей особых категорий; формирование игры как важнейшего фактора воспитания и развития ребёнка с особыми образовательными потребностями, с учётом необходимости развития личности ребёнка, создание условий для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения; создание воспитывающей среды, способствующей личностному развитию особой категории дошкольников, их позитивной социализации, сохранению их индивидуальности, охране и укреплению их здоровья и эмоционального благополучия; доступность воспитательных мероприятий, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности с учётом особенностей развития и образовательных потребностей ребёнка; речь идет не только о физической доступности, но и об интеллектуальной, когда созданные условия воспитания и применяемые правила должны быть понятны ребёнку с особыми образовательными потребностями; участие семьи как необходимое условие для полноценного воспитания ребёнка дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями. Основными условиями реализации Программы воспитания в МБДОУ № 7, реализующей инклюзивное образование, являются: направленное на формирование личности взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребёнку с особыми образовательными потребностями предоставляется возможность выбора деятельности, партнера и средств; учитываются особенности деятельности, средств её реализации, ограниченный объем личного опыта детей особых категорий; формирование игры как важнейшего фактора воспитания и развития ребёнка с особыми образовательными потребностями, с учётом необходимости развития личности ребёнка, создание условий для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения; создание воспитывающей среды, способствующей личностному развитию особой категории дошкольников, их позитивной социализации, сохранению их индивидуальности, охране и укреплению их здоровья и эмоционального благополучия; доступность воспитательных мероприятий, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности с учётом особенностей развития и образовательных потребностей ребёнка; речь идет не только о физической доступности, но и об интеллектуальной, когда созданные условия воспитания и применяемые правила должны быть понятны ребёнку с особыми образовательными потребностями; участие семьи как необходимое условие для полноценного воспитания ребёнка дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями. Условия, обеспечивающие достижение целевых ориентиров в работе с особыми категориями детей Программа предполагает создание следующих условий, обеспечивающих достижение целевых ориентиров в работе с особыми категориями детей: 1) направленное на формирование личности взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребёнку с особыми образовательными потребностями предоставляется возможность выбора деятельности, партнера и средств; учитываются особенности деятельности, средств её реализации, ограниченный объем личного опыта детей особых категорий; 2) формирование игры как важнейшего фактора воспитания и развития ребёнка с особыми образовательными потребностями, с учётом необходимости развития личности ребёнка, создание условий для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения; 3) создание воспитывающей среды, способствующей личностному развитию особой категории дошкольников, их позитивной социализации, сохранению их индивидуальности, охране и 33 укреплению их здоровья и эмоционального благополучия; 3) доступность воспитательных мероприятий, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности с учётом особенностей развития и образовательных потребностей ребёнка; речь идет не только о физической доступности, но и об интеллектуальной, когда созданные условия воспитания и применяемые правила должны быть понятны ребёнку с особыми образовательными потребностями; 4) участие семьи как необходимое условие для полноценного воспитания ребёнка дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.